Владимирские учителя побывали в Курчатовском институте
06 марта

Владимирские учителя побывали в Курчатовском институте

26 февраля делегация владимирских педагогов познакомилась с историей и современными проектами Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Экскурсия состоялась в рамках федерального проекта сети информационных центров по атомной энергии «День учителя на объектах атомной отрасли».

Сейчас НИЦ «Курчатовский институт» — один из крупнейших научных центров в России. Началась его история в 1943 году, основной задачей которого было создание ядерного щита страны.

«С началом Великой Отечественной войны все фундаментальные исследования по физике были свёрнуты, а учёные переключились на важные практические задачи. Например, Лев Арцимович разработал прибор ночного видения, а Игорь Курчатов и Анатолий Александров придумали способ размагничивания корпусов кораблей, чтобы уберечь их от магнитных мин. Это спасло десятки судов и тысячи человеческих жизней», — рассказал сотрудник музея НИЦ «Курчатовский институт» Александр Евгеньевич Верный. Инженер реактора Ф-1 Константин Севрюгин добавил, что уже после войны делегация моряков в знак благодарности подарила Курчатову перископ. Он заменил бинокль, в который учёные наблюдали за перемещением поглощающих стержней в реакторе Ф-1.

Знаменитый реактор Ф-1 (Физический первый) стал первым промышленным реактором в Европе и Азии. Его успешный пуск позволил получить плутоний. «Можно сказать, что Курчатов занимался ядерной алхимией: из одного элемента получил другой, но это результат серьёзных научных изысканий блестящих учёных. Из урана получили плутоний», — объяснил Александр Евгеньевич.

Ф-1 запустили 25 декабря 1946 года, а начиналось его строительство с армейской палатки, в которой проводили первые эксперименты. Реактор состоит из графита и урановых блоков, а его первый пульт управления был оснащён лебёдками, с помощью которых поднимали и опускали поглощающие стержни. Через несколько лет пульт модернизировали, и сделали частью музейной экспозиции. Сейчас реактор заглушен, но до сих пор работоспособен. Кстати, большие пуски реактора называли свадьбой, урановые блоки – конфетами, а здание реактора – зданием «К» (в честь Курчатова) либо монтажной мастерской. Такие «переименования» были связаны с необходимостью соблюдения секретности.

После посещения реактора Ф-1, педагоги посетили Курчатовский комплекс синхронно-нейтронных исследований (синхротрон). Синхротрон НИЦ «Курчатовский институт» позволяет изучать самый широкий спектр образцов: от египетских мумий и скульптур до наноматериалов. Роман Сенин, сотрудник института, рассказал: «Синхротрон решает множество научных задач. Он позволяет заглянуть вглубь материала и на уровне атомов установить его структуру. Это помогает и при проведении реставрационных работ, и при оценке качества наноматериалов, многомерных структур, различных полимеров, и при разработке лекарств – с помощью синхротрона можно изучать белковые структуры размером около 100 микрон». При этом решение научных задач с помощью Курчатовского синхротрона для российских учёных бесплатное, при условии публикации полученных научных данных в открытом доступе.

Посетили владимирские педагоги и дом-музей Курчатова, располагающийся на территории НИЦ «Курчатовский институт». Смотритель музейной экспозиции Раиса Васильевна Кузнецова работает в институте почти 50 лет, а музеем занимается с 1983 года. «Мебель и обстановка те же, что были при Курчатове. Этот дом хранит неповторимую атмосферу жизни и работы учёного, работы, которая продолжалась и здесь, в этих стенах», — рассказала Раиса Васильевна.

Цель проекта «День учителя на объектах атомной отрасли» — знакомство педагогов из регионов с историей и современными технологиями, применяемыми в атомной отрасли, а также с наукоёмкими проектами на предприятиях и в научно-исследовательских институтах.