«Небо становится ближе»: во Владимире прошла лекция Алексея Паевского

22 февраля Алексей Паевский, главный редактор портала «Нейроновости» и научный редактор портала «Indicator.Ru», лауреат премии «За верность науке» и Национальной премии Рунета, рассказал студентам Педагогического института ВлГУ об исследованиях Солнечной системы.
«Когда мы пишем о науке, 30–40% всех новостей — это статьи про космос. Мы живем в удивительное время. Мы можем увидеть необычные миры — от Меркурия до Плутона, и каждый день приносит новые открытия», — прокомментировал Алексей Паевский.
Выяснилось, что сложнее всего отправлять космические аппараты к Меркурию, потому что сначала нужно набрать вторую космическую скорость, чтобы оторваться от Земли, а потом нужно ее сбрасывать, чтобы аппарат не улетел к Солнцу. У Меркурия побывали космические аппараты «Маринер-10» и «Messenger». С помощью «Маринера-10» в 1974 году была открыта тонкая гелиевая атмосфера у Меркурия, а «Messenger» после года работы на орбите Меркурия разбили о поверхность планеты. «Но это не для того, чтобы аппарат не достался инопланетянам, а чтобы, во-первых, получить приближенные снимки поверхности, во-вторых, при падении аппарата образуется свежий кратер. Свежий кратер нужен, чтобы изучить строение поверхности Меркурия — в 2018 году к нему полетит миссия Bepicolombo», — объяснил Алексей Паевский.
Также студенты узнали, что средняя температура на Венере 470 градусов, давление в 94 атмосферы, на небе плотные облака из серной кислоты, и поэтому рекорд жизни земной техники на поверхности Венеры 104–105 минут. Еще более экстремальные условия на Титане, крупнейшем спутнике Сатурна: средняя температура около −179 градусов Цельсия, зато там есть метановые озера и достаточно плотная атмосфера, по химическому составу похожая на земную.
Марс считается наиболее изученной планетой, но и неудачно завершившихся полетов к нему больше всего. Поэтому, как правило, для исследования Красной планеты строится сразу два космических аппарата — на случай, если с одним из них что-то случится. Марс сейчас изучают 6 орбитальных аппаратов, а на поверхности Марса до сих пор работает марсоход «Opportunity». «Источник его энергии — солнечная батарея. На Марсе пыльно, и ученые посчитали, что за 90 дней солнечные батареи настолько запылятся, что вырабатываемой энергии будет не хватать. Оказалось, что по Марсу бегают маленькие пылевые смерчи, которые и сдувают пыль с солнечных батарей, — пояснил Алексей Паевский. — „Curiosity“ размером с „Ладу Калину“, но надежнее, потому что работает на атомной энергии. На марсоходе установлен РИТЭГ, который работает на российском плутонии».
А самый известный марсоход — это «Curiosity», которого называют марсианским хипстером, потому что он регулярно делает селфи.
Также Алексей Паевский рассказал об изучении астероидов и комет, самая известная из которых — комета Чурюмова-Герасименко, и о планетах-гигантах с их спутниками. Изучать газовые гиганты можно только с орбиты, и снимков Юпитера и Сатурна в хорошем качестве уже сейчас довольно много. Ганимед — самый большой спутник Юпитера — по размерам больше Меркурия, и в его подземном океане может быть жизнь. Есть подземный океан и на Европе — еще одном спутнике Юпитера.
Слушатели узнали, что Плутон — это единственная планета, посещение которой было согласовано с ее первооткрывателем Клайдом Томбо, и что частичка его праха полетела к Плутону на автоматической межпланетной станции. Особенность Плутона заключается в том, что он со своим спутником Хароном вращаются вокруг общего центра масс.
Особый интерес у слушателей вызвала история миссии «Вояджер». «Вояджер-1» стартовал в 1977 году, а сейчас «Вояджер-1» и «Вояджер-2» уже вышли за пределы Солнечной системы. В 2011 году на одном из них завис компьютер, и специалисты НАСА смогли за месяц его перезагрузить. На момент возникновения проблемы время, за которое сигнал достигал аппарата, составляло 12 часов, и чтобы понять, насколько эффективно было действие, нужно было ждать сутки.
Лекция Алексея Паевского «Небо становится ближе» была организована информационным центром по атомной энергии города Владимира в рамках проекта «По дороге знаний», цель которого — работа с педагогическим сообществом и студентами педагогических специальностей, организация просветительских лекториев, методических семинаров и встреч с учеными.