Самый важный элемент: на Ночи музеев «разобрали на атомы» искусство
19 мая

Самый важный элемент: на Ночи музеев «разобрали на атомы» искусство

18 мая Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира принял участие в Ночи музеев. Посетители Музейного центра «Палаты» попали на научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы: наука в музее».

О смысле творчества рассказала Ольга Морозова, кандидат психологических наук, доцент ВлГУ. «По меткому выражению Татьяны Черниговской, искусство – это не десерт, это иной, но равный по силе мышления способ восприятия мира. Это важнейшая часть нашей жизни, равная по значению науке, это очень глубокий и полный способ проживания действительности», — уверена Ольга.

Психолог считает, что творчество доступно каждому человеку, это способ самовыражения, отношение к жизни как к творческому процессу. «Каждое ваше действие можно рассматривать как акт творчества, как создание новых образов и смыслов происходящего с вами. Что бы ни создавал человек, это всегда отражение его внутреннего мира», — обратилась к слушателям Ольга Морозова.

Анализируя особенности творческого становления художников, Ольга Морозова привела в пример Ван Гога: «Он писал множество автопортретов, и это тоже способ самопознания. Всю жизнь Ван Гог преодолевал психологическую травму: он родился через год после смерти старшего брата, прожившего чуть больше месяца, и родители назвали его тем же именем. Это, по сути, двойная ответственность, и свою жизнь Винсент проживал за двоих». Ещё один пример такого преодоления – художница Фрида Кало: в детстве она перенесла полиомиелит, а в 17 лет попала в автокатастрофу и долго была прикована к постели. Отец принёс ей мольберт, краски и повесил зеркало так, чтобы она могла себя видеть. Так многочисленные автопортреты Фриды помогли ей справиться с болью.

Татьяна Николаевна Меркулова, заведующий отделом изобразительного и прикладного искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказала о том, какие изыскания проводит музей, чтобы восстановить авторство имеющихся в коллекции картин. Так, например, одна из «безымянных» картин с условным названием «Король пьёт» оказалась копией картины Йорданса «Бобовый король», изображавшей сцену известного бельгийского праздника, а портрет Аркадия Моркова, видного русского дипломата, появился в России благодаря скверному нраву графа: он не признавал авторитетов и, работая посланником во Франции, неоднократно спорил с Наполеоном, из-за чего император разгневался и выслал его из страны. Портрет был написан уже после возвращения графа Моркова из-за границы. Помочь установить авторство могут искусствоведы, архивные записи, сопоставительный анализ картин.

«Отношение к оригиналам и копиям менялось на протяжении времени, — объяснила Татьяна Николаевна. – И если в XVIII веке хорошие копии ценились не меньше оригинала, то к XIX веку приоритет стали отдавать авторским работам».

Есть в коллекции ВСМЗ и картина итальянского живописца Сальваторе Тончи, имеющего отношение к Владимирской области. Когда Наполеон захватил Москву, Тончи, уже долгое время живший в России, бежал оттуда, но заблудился в лесах. Там его нашли крестьяне, но, поскольку живописец не знал ни слова по-русски, бдительные владимирцы сочли его французским шпионом и посадили в темницу. Недоразумение разрешилось благодаря проезжавшему мимо московскому губернатору, а Тончи написал для владимирцев масштабное полотно, в XIX веке украшавшее Успенский собор, сейчас выставленное в Палатах.

Руководитель ИЦАЭ Владимира Илья Житков рассказал об этапах анализа картин, в частности, об определении подлинности и установлении возраста работы. «Рентген, например, может помочь увидеть то, что скрыто под слоем краски. Случалось, что одна картина была написана поверх другой, и рентген помогает это обнаружить. Радиоуглеродный анализ устанавливает возраст картины довольно точно, а наличие в составе картины цезия и стронция позволяет сделать вывод о том, что написана картина после 1945 года – эти элементы появились после взрыва первой атомной бомбы», — пояснил Илья Житков.

Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» — формат сети ИЦАЭ. Трое учёных выступают с мини-лекциями на одну и ту же тему исходя из области их знаний. Впервые «Разберём на атомы» было проведено в Новосибирске в 2015 году.