На концерте в стиле «Science sound» поговорили о Ленине и Эйнштейне
20 мая

На концерте в стиле «Science sound» поговорили о Ленине и Эйнштейне

19 мая во Владимире состоялся большой концерт Петра Термена в стиле «Science sound». Руководитель российской школы терменвокса, композитор, один из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире рассказал слушателям о принципе работы инструмента и исполнил произведения Рахманинова, Глинки, Гречанинова и других классиков.

Концерт прошёл в рамках совместного проекта Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Информационного центра по атомной энергии Владимира «ИЦАЭ в музее».

«Это один из первых электромузыкальных инструментов, и с его изобретения началась история электронной музыки. До сих пор это единственный в мире бесконтактный электронный инструмент», — рассказал Пётр Термен.

Терменвокс был изобретён в 1919 году в Петрограде (современном Санкт-Петербурге) известным советским изобретателем Львом Терменом. Физик Абрам Иоффе пригласил его на работу в Физико-технический институт как специалиста по радиотехнике, и Лев Термен создал физический прибор для измерения свойств газов, но довольно скоро понял, что на нём можно играть, так как с детства увлекался музыкой.

«В 1922 году Лев Термен дал концерт для Ленина. Владимир Ильич живо заинтересовался инструментом и захотел на нём сыграть. Первую часть «Жаворонка» Глинки Ленин играл при помощи Льва Термена: он водил его руками в электромагнитном поле, а вторую часть вождь мировой революции сыграл уже самостоятельно. Ленин дал Льву Термену мандат на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, и изобретатель объехал с концертами более 150 городов и сёл, рассказывая слушателям об электрификации звука», — рассказал Пётр Термен.

Был знаком с этим инструментом и Альберт Эйнштейн. Какое-то время он даже работал в лаборатории Льва Термена, изучая связь музыки и различных геометрических фигур.

Первоначально изобретатель назвал инструмент аэрофоном, но с лёгкой руки журналиста «Известий» его стали называть терменвоксом – «голосом Термена». Лев Термен считал терменвокс идеальным посредником между человеком и звуком.

«Основной принцип работы терменвокса прост и гениален одновременно. Внутри инструмента два генератора высокочастотных колебаний, один постоянный, другой переменный. Исполнитель изменяет электрическое поле движением руки в воздухе и меняет частоту переменного генератора. Звуком терменвокса становится разница между частотами генераторов, выделяемая смесителем-детектором», — объяснил Пётр Термен.

На концерте прозвучали и классические композиции, и знаменитая мелодия «Summer time», и тема из кинофильма «Завтрак у Тиффани», а в завершение концерта Пётр Термен сыграл «Подмосковные вечера» на матрёмине – японском упрощённом варианте терменвокса, который «спрятан» внутри матрёшки. «Матрёмин появился примерно 15 лет назад в Японии, и его уже сейчас можно назвать японским народным инструментом – на нём профессионально играют более 6000 человек. Осенью этого года японцы побьют свой собственный рекорд, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса – одновременно на терменвоксах сыграют 300 человек», — рассказал Термен.

Концертмейстер Яна Тарасова поделилась: «Концерт состоялся, на мой взгляд, блестяще! Пётр Термен — удивительный музыкант, терменвокс — волшебный инструмент, белый «Бехштейн» вообще моя мечта, Дворцовый зал, день музеев… Что ещё желать? Счастье есть! Спасибо ВСМЗ и ИЦАЭ за чудо в моей жизни!»

Приезд Петра Термена во Владимир состоялся в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки», дающего возможность жителям российских регионов познакомиться с последними научными открытиями, пообщаться с известными учёными и популяризаторами науки.