Ковровские школьники на «атомном уроке» изучили устройство РИТЭГа
14 марта сотрудники Информационного центра по атомной энергии Владимира провели для ковровских старшеклассников «атомный урок», приуроченный к Всероссийской неделе высоких технологий и технопредпринимательства. Занятие прошло в 22 школе Коврова, в которой вот уже несколько лет реализуется проект «Росатомкласс».
Директор СОШ №22, депутат Законодательного Собрания Владимирской области Инна Гаврилова приветствовала участников – старшеклассников из ковровских школ: «Вот уже в восьмой раз в России проводится Всероссийская неделя высоких технологий, и на базе нашей школы проходят тематические «атомные» уроки. На этой неделе мы не только знакомимся с прорывными технологиями, но и узнаём что-то новое о себе».
Руководитель ИЦАЭ Владимира Илья Житков провёл занятие из курса «Источники энергии», разработанное специально для НВТиТ.
«Силу ветра люди используют уже давно, но сейчас, с развитием технологий, с помощью ветра можно вырабатывать электроэнергию. Но у этого способа есть и недостатки: ветер не дует постоянно, поэтому невозможно вырабатывать стабильное количество электроэнергии; для ветропарков нужны большие пространства, и их нельзя ставить совсем рядом с населёнными пунктами из-за инфрашума. При этом ветер – возобновляемый источник энергии, поэтому с учётом климата и географического положения ветропарки строятся и в России. «Росатом», например, уже начал разработку и строительство трёх крупных ветропарков», — рассказал Илья Житков.
Второй темой занятия стало обсуждение солнечной энергии. Старшеклассники, проанализировав вместе с Ильей Житковым особенности климата и количество солнечных дней во Владимирской области, пришли к выводу, что солнечные панели в нашем регионе устанавливать нецелесообразно. «Про солнечные панели вы знаете. Второй способ – использование зеркал. Зеркала фокусируют отражённый солнечный свет на баках с водой, вода нагревается, превращается в пар, пар вращает турбину, генератор вырабатывает электричество. Построено уже более ста таких станций», — объяснил Илья Житков. Но и использование солнечной энергии связано с ограничениями, среди которых и высокая стоимость произведённой электроэнергии, и невозможность круглосуточной работы, а для самих панелей надо подключать химическое производство.
«РИТЭГ – это радиоизотопный термоэлектрический генератор, с помощью которого тоже можно вырабатывать электроэнергию. Самый простой вариант такого устройства – элемент Пельтье, который вы можете найти, например, в холодильнике. Если добавить в качестве нагревательного элемента радиоактивное топливо, как раз получится РИТЭГ. РИТЭГи использовались на маяках, на спутниках и марсоходах. Самый известный марсоход «Кьюриосити», например, работает на российском плутонии», — объяснил руководитель ИЦАЭ.
В конце 2017 года на Генеральной ассамблее МАГАТЭ была принята концепция «зелёного квадрата» в энергетике – использование экологически чистых и возобновляемых источников энергии, включая атомную.
Во второй части занятия старшеклассники сыграли в игры, разработанные сетью ИЦАЭ: «Хронограф», «Атомные гипотезы» и «Чепухатом». Одна из команд, отвечая на вопрос «Атомных гипотез» о том, что было бы, если бы ядерный реактор изобрели раньше парового двигателя, предположила, что уже сейчас человечество колонизировало бы Марс и Луну, а на Земле бы существовало одно глобальное государство, ориентированное на общее развитие и дальнейшую космическую экспансию.
Информационный центр по атомной энергии Владимира участвует во Всероссийской неделе высоких технологий четвёртый год. В рамках Недели проходят лекции учёных, экскурсии школьников и студентов на высокотехнологичные производства, мастер-классы и «атомные уроки».