Ковровские школьники на «атомном уроке» изучили устройство РИТЭГа
14 марта

Ковровские школьники на «атомном уроке» изучили устройство РИТЭГа

14 марта сотрудники Информационного центра по атомной энергии Владимира провели для ковровских старшеклассников «атомный урок», приуроченный к Всероссийской неделе высоких технологий и технопредпринимательства. Занятие прошло в 22 школе Коврова, в которой вот уже несколько лет реализуется проект «Росатомкласс».

Директор СОШ №22, депутат Законодательного Собрания Владимирской области Инна Гаврилова приветствовала участников – старшеклассников из ковровских школ: «Вот уже в восьмой раз в России проводится Всероссийская неделя высоких технологий, и на базе нашей школы проходят тематические «атомные» уроки. На этой неделе мы не только знакомимся с прорывными технологиями, но и узнаём что-то новое о себе».

Руководитель ИЦАЭ Владимира Илья Житков провёл занятие из курса «Источники энергии», разработанное специально для НВТиТ.

«Силу ветра люди используют уже давно, но сейчас, с развитием технологий, с помощью ветра можно вырабатывать электроэнергию. Но у этого способа есть и недостатки: ветер не дует постоянно, поэтому невозможно вырабатывать стабильное количество электроэнергии; для ветропарков нужны большие пространства, и их нельзя ставить совсем рядом с населёнными пунктами из-за инфрашума. При этом ветер – возобновляемый источник энергии, поэтому с учётом климата и географического положения ветропарки строятся и в России. «Росатом», например, уже начал разработку и строительство трёх крупных ветропарков», — рассказал Илья Житков.

Второй темой занятия стало обсуждение солнечной энергии. Старшеклассники, проанализировав вместе с Ильей Житковым особенности климата и количество солнечных дней во Владимирской области, пришли к выводу, что солнечные панели в нашем регионе устанавливать нецелесообразно. «Про солнечные панели вы знаете. Второй способ – использование зеркал. Зеркала фокусируют отражённый солнечный свет на баках с водой, вода нагревается, превращается в пар, пар вращает турбину, генератор вырабатывает электричество. Построено уже более ста таких станций», — объяснил Илья Житков. Но и использование солнечной энергии связано с ограничениями, среди которых и высокая стоимость произведённой электроэнергии, и невозможность круглосуточной работы, а для самих панелей надо подключать химическое производство.

«РИТЭГ – это радиоизотопный термоэлектрический генератор, с помощью которого тоже можно вырабатывать электроэнергию. Самый простой вариант такого устройства – элемент Пельтье, который вы можете найти, например, в холодильнике. Если добавить в качестве нагревательного элемента радиоактивное топливо, как раз получится РИТЭГ. РИТЭГи использовались на маяках, на спутниках и марсоходах. Самый известный марсоход «Кьюриосити», например, работает на российском плутонии», — объяснил руководитель ИЦАЭ.

В конце 2017 года на Генеральной ассамблее МАГАТЭ была принята концепция «зелёного квадрата» в энергетике – использование экологически чистых и возобновляемых источников энергии, включая атомную.

Во второй части занятия старшеклассники сыграли в игры, разработанные сетью ИЦАЭ: «Хронограф», «Атомные гипотезы» и «Чепухатом». Одна из команд, отвечая на вопрос «Атомных гипотез» о том, что было бы, если бы ядерный реактор изобрели раньше парового двигателя, предположила, что уже сейчас человечество колонизировало бы Марс и Луну, а на Земле бы существовало одно глобальное государство, ориентированное на общее развитие и дальнейшую космическую экспансию.

Информационный центр по атомной энергии Владимира участвует во Всероссийской неделе высоких технологий четвёртый год. В рамках Недели проходят лекции учёных, экскурсии школьников и студентов на высокотехнологичные производства, мастер-классы и «атомные уроки».