«Разберём на атомы»: как наука объясняет мистику

23 января в Информационном центре по атомной энергии Владимира состоялось научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы: наука и мистика». Трое учёных обсудили чудеса владимирской топонимики, физику привидений и охоту на ведьм.

Екатерина Кузнецова, кандидат филологических наук, доцент Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, рассказала, где проходит граница науки в топонимике: «Люди всегда хотят объяснить то, чего они не знают, в том числе происхождение названий населенных пунктов. К науке это имеет самое отдалённое отношение, но учёным это интересно: это живые истории, которые показывают особенности мышления, отношение людей к месту, где они живут».

Чаще всего народные легенды о происхождении названий появляются у крупных поселений. Так, например, существует несколько историй о Вязниках и Гороховце. На месте Вязников раньше располагался город Ярополч-Залесский, и правил им, согласно легенде, жестокий князь Кий, тёзка основателя Киева. Однажды он увяз в болоте и стал просить о помощи, но люди, помня о его жестокости, не помогли ему, а только приговаривали: «Вязни, Кий!» Есть и история о Гороховце, объясняющая происхождение названия от сложения двух слов: гора + ховать. То есть, Гороховец – это город, спрятанный («захованный») за горой.

«Если вы ищете во Владимирской области рай, то вам в Камешковский район. Там есть село Эдемское, и назвал его так местный помещик, а потом название перекочевало сначала в устную речь крестьян, а затем и на географическую карту», — объяснила Екатерина Кузнецова.

Антон Бурцев, инженер-оптик, сотрудник кафедры ФиПМ Владимирского государственного университета, проанализировал привидений и другие мистические явления с точки зрения физики.

«Самое распространённое явление – это миражи, но в них нет ничего мистического. Они объясняются особенностями оптического преломления света. Все вы наблюдали такой эффект: в жару кажется, что на асфальте лужи, а когда подходишь ближе, они куда-то исчезают. Это нижние миражи, а бывают боковые. Они чаще всего встречаются там, где есть отвесные скалы и стены, то есть появление привидений у замков тоже объясняется миражами», — рассказал Антон Бурцев.

Физик-оптик разоблачил «охотника за призраками»  Хоупа, делавшего фото, на которых появлялись умершие члены семьи. Все эти фотографии оказались подделкой: Хоуп часто запрашивал портрет усопшего, после чего переносил его на стеклянную пластинку, а после совмещения получалось фото с «призраком». Все спиритические сеансы, лозоходство, манипуляции с маятником, который указывает на нужные слова и буквы – это, по словам Антона Бурцева, проявления идеомоторного эффекта. Подробно этой темой занимался ещё Майкл Фарадей, который и стал настоящим «охотником за привидениями», доказав, что их не существует.

«Наука – это всегда доказательная база. Любой эксперимент должен быть воспроизводимым, подтверждённым другими исследователями, а все мистические явления, включая привидений, проверки доказательностью не проходят!» — завершил выступление Антон.

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения ВлГУ Андрей Тихонов рассказал, с чего началась «охота на ведьм»: «Истоки этой охоты – монотеистические религии и определённые правила поведения в обществе. Люди до ХХ века относили себя не к определённой национальности, а к определённой вере. Это было удобно, потому что сразу было понятно, чего ждать от человека определённого вероисповедания и как себя с ним вести. Ещё одна причина – борьба с отголосками языческих религий. По сути, охота на ведьм – это борьба с инакомыслием».

Началось преследование ведьм с буллы папы римского Иннокентия VIII, которую он издал 5 декабря 1484 года, а его отголоски можно найти и до сих пор. Например, в Саудовской Аравии до сих пор полагается смертная казнь за магические обряды, а в Таджикистане в 2008 году ввели административную ответственность за колдовство, которую в 2015 году заменили на уголовную. Наказание по этой статье составляет до 7 лет заключения.

Впервые на Руси ведьмы упоминаются в Повести временных лет: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями». Нельзя сказать, что на Руси женщинам, обвинённым в колдовстве, жилось проще: например, в 1411 году в Пскове сожгли 12 колдуний по подозрению в том, что они наслали на город чуму, но таких масштабов, как в Западной Европе, охота на ведьм не достигала, окончательно прекратившись во времена правления Екатерины II.

Страх перед ведьмами, ворожеями прекрасно уживался вместе с суевериями. Так, например, во Владимирской области в XIX и даже в начале XX веков бытовал такой специфический обряд: во время затяжной засухи выкапывали утопленников. Считалось, что если выкопать из могилы утопленника, то обязательно пойдёт дождь. Причина таких суеверий, по мнению Андрея Тихонова, заключается в том, что на Руси бытовало «народное православие», смешанное с языческими обрядами и представлениями, которые было очень сложно искоренить.

Отвечая на вопрос о святой воде, Андрей Тихонов подчеркнул: «Есть наука, а есть религия. Наука требует доказательств, а религия – веры. Если вы верите в бога, для вас эта вода святая, для меня – самая обыкновенная. И её «целебные» качества никакого отношения к научному знанию не имеют».

Самым активным слушателем, задавшим вопросы всем спикерам, оказался Дима из школы №2. «Мне тут всегда интересно, а осенью мы с мамой участвовали в атомном велопробеге. Мы, правда, были на самокатах», — поделился Дима.