Главред «Кота Шрёдингера»: «Физики обычно пишут лучше журналистов»

13 сентября перед владимирскими студентами-журналистами Владимирского государственного университета выступил главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич. Лекция «Запихнуть ежа в ужа: жанровая стилизация в научной журналистике» состоялась в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» и научно-популярного проекта «oLogy».

«Самая короткая лекция по научной журналистике состоит из одного слова: «Например?» — объяснил Григорий Тарасевич. – Если вы слышите фразу: «Этот прибор позволит провести масштабные астрофизические исследования», она ни о чём не скажет ни вам, ни читателю, но если вы попросите у учёного конкретизировать, привести пример, то у вашей статьи может появиться, предположим, такой заголовок: «На планете Z в галактике X бегают зелёные человечки?». Наше сознание устроено так, что частное, конкретное воспринимается гораздо лучше общего».

Отвечая на вопросы о жанровых особенностях в журналистике, главный редактор «Кота Шрёдингера» заявил, что жанров в чистом виде не существует, есть только форматы, которые у разных изданий могут отличаться. «Был такой случай. Я выступал с лекцией, в которой сказал, что статью о научном открытии ни в коем случае нельзя начинать с названия университета, в котором оно было сделано, а следующий спикер начал свою речь так: «Обычно первая фраза нашей статьи содержит название университета, в котором было проведено исследование или сделано открытие». И это нормально», — рассказал Тарасевич.

На примере президента РФ Владимира Путина, оппозиционера Алексея Навального, телеведущей Ольги Бузовой и литературного персонажа Гарри Поттера Григорий Тарасевич объяснил, каким образом работать с материалом, чтобы превратить его в хорошую статью, условно обозначив этот метод как триангуляцию иллюстративного материала. На первом этапе журналист собирает значимые факты о герое статьи, которые, группируясь, определяют его характеристики. Например, о Гарри Поттере можно сказать, что он честный, смелый и немного социофоб, потому что у него сложно выстраиваются отношения с окружающими. По мнению Григория Тарасевича, трёх таких «точек» вполне достаточно, чтобы у читателя сформировалось впечатление о герое. Важно использовать больше конкретики. Фраза: «Его исследования публикуются в Nature, его собирались выдвигать на Нобелевскую премию, его приглашали в крупнейшие мировые университеты» — гораздо лучше утверждения: «Он выдающийся учёный с мировым именем».

«Традиционная беда выпускников журфака – любовь к диктофону», — уверен Григорий Тарасевич.  По его мнению, блокнот лучше диктофона, потому что у него никогда не садится батарейка, он помогает постоянно находиться в смысловом контакте с собеседником и фиксировать репортажные моменты, а также значительно экономит время: аудиоматериал нужно сначала расшифровать, а затем сделать из расшифровки текст. Но бывают ситуации, когда диктофон необходим. «Если вы берёте интервью у нобелевского лауреата, тут, несомненно, важно каждое слово. Или если вам важно зафиксировать какое-то обещание чиновника, которое он должен выполнить, его тоже нужно записывать на диктофон», — объяснил главный редактор.

Задач у журналиста много, и одна из них – это влияние на общество, его изменение, и в небольшом регионе сделать это проще, чем в мегаполисе. Кроме того, журналисты восполняют потребность читателя в формировании и дополнении имеющейся у него картины мира, в прикладных решениях, а также в возможности сравнить себя с героем публикации.

Проект oLogy реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, а задача федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» — знакомство жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты рассказывают о темах и проблемах, которыми занимается сегодня наука, о новых теориях, экспериментах, гипотезах.